Что такое электрический штабелер: отличия от вилочного погрузчика, разновидности, технические характеристики

Электроштабелер — оснащенный электродвигателем вид напольной складской техники, предназначенный для подъема и укладки в ряды (штабели) палетированных грузов.

Электроштабелер и вилочный погрузчик: в чем разница

Вилочные погрузчики считаются «старожилами» складов. Их прообразы использовались еще в 20-е годы XX века. Сегодня вилочные погрузчики все еще востребованы для перевозки и штабелирования товаров.

Можно сказать, что электрический штабелер произошел от вилочного погрузчика, однако во многом отличается от него. Главные различия:

  • Основная задача вилочного погрузчика — транспортировка грузов по территории предприятия (склада, грузового терминала), а не штабелирование на стеллажах, хоть последнее и входит в функционал;
  • Вилочные погрузчики могут быть с разными типами двигателя: внутреннего сгорания (у автопогрузчиков) или электрическим (у электропогрузчиков), работающим от батареи. В зависимости от типа топлива автопогрузчики бывают дизельными, бензиновыми, газовыми и газ-бензиновыми. Электроштабелер работает только от аккумуляторной батареи;
  • Электрические штабелеры и электропогрузчики подходят для работ внутри здания. Автопогрузчики— снаружи;
  • Для электроштабелера необязательно наличие кабины для сотрудника;
  • За счет меньших размеров электрические штабелеры более маневренны, легко помещаются в узких межстеллажных проходах.

Виды электроштабелеров

Название «электроштабелер» служит для обозначения нескольких разновидностей штабелеров. Главное условие — наличие хотя бы одного электрического двигателя.

Электрическим штабелером называют:

1) Полуэлектрические модели (ручные электроштабелеры). Такие штабелеры оснащены электродвигателем подъема вил: оператору нет необходимости прокачивать гидравлическую систему. Однако между стеллажами работник перемещает приспособление вручную. Подходят для складов с грузооборотом не более 50 поддонов в день.

2) Самоходные штабелеры. Имеют два электродвигателя: для поднятия вилочного захвата, как в ручных электроштабелерах, и маршевый (тяговый), обеспечивающий горизонтальное перемещение машины. Развивают скорость до 5-6 км/час — средней скорости пешехода. Востребованы на складах с грузооборотом свыше 50 палетированных единиц груза за смену.

В свою очередь, самоходные электрические штабелеры имеют свою классификацию. В зависимости от наличия или отсутствия места для оператора бывают:

  • А) Поводковыми (сопровождаемыми). В электрических поводковых штабелерах операторское место отсутствует. Во время движения сотрудник находится позади либо сбоку.
  • Б) С платформой. Для удобства рабочего в них предусмотрена складная площадка и выдвижные поручни. При необходимости площадка легко убирается, что добавляет электроштабелеру маневренности.
  • В) С кабиной. Наиболее приближенный к вилочному погрузчику вид электрического штабелера.

3) Существует еще один тип напольной техники для склада — ричтрак. Иногда его также относят к электроштабелерам. Главное конкурентное преимущество ричтрака — возможность перемещать палеты не только по вертикали, но и по горизонтали благодаря выдвижной каретке. Многосекционные мачты позволяют поднимать груз на высоту до 12 м и более, в то время как электроштабелеры — до 6 м.

Технические характеристики: на что обращать внимание при выборе электроштабелера

  1. Грузоподъемность. Следует различать номинальную и остаточную грузоподъемность. Под номинальной понимается максимальная масса груза, на которую рассчитана конструкция штабелера. Под остаточной — предельная масса, которую способен безопасно поднять высотный штабелер на максимальном уровне вылета мачты, сохранив устойчивость.
  2. Радиус разворота. Влияет напрямую на максимальную ширину прохода (в технической документации обозначается как AST), в котором может работать штабелирующая техника. Особенно актуальный показатель для небольших складов с узкими расстояниями между стеллажами.
  3. Тип аккумулятора. Чтобы уменьшить габариты спецтехники, в конструкции не предусмотрен противовес. Частично противовесом погрузочной мачте служит аккумуляторная батарея (АКБ). Ее стоимость составляет до 40% конечной стоимости товара. Чаще всего эксплуатируются следующие типы батарей:
    1. А) Свинцово-кислотные. Электролитом служит серная кислота. При эксплуатации и подзарядке может выделяться небольшое количество водорода. Погрузочную технику с такой АКБ разрешено использовать только в больших, хорошо проветриваемых помещениях либо открытых площадках. Существует модификация свинцово-кислотных батарей, где применяется абсорбированный, а не жидкий электролит. Для обозначения используется аббревиатура AGM (Absorbent Glass Mat). Не требует обслуживания в течение всего срока использования.

    2. Б) Гелевые. Электролит имеет гелеобразный вид. Как и батареи AGM, являются необслуживаемыми. Подходят для закрытых складов со строгими санитарными и экологическими требованиями — на предприятиях фармакологической, пищевой промышленности и т.п.

    3. В) Литий-ионные. Считаются наиболее безопасными и экологичными батареями. Для полной зарядки нужно всего 1,5-2 часа, при этом нет необходимости оборудовать отдельное помещение. Электрические штабелеры с Li-ion аккумулятором стоят на порядок дороже аналогичных моделей, например, с батареей AGM. При этом потребляют меньше электроэнергии, так что в дальнейшем дорогостоящее приобретение окупается.

  4. Емкость. Измеряется в Ампер / часах. Чем выше показатель, тем дольше электроштабелер работает без подзарядки. При эксплуатации при температуре ниже 0 °С градусов ее показатели снижаются до 15%.
  5. Срок службы. Зависит от количества зарядов-разрядов, которые способна выдержать АКБ, не потеряв емкости. Свинцово-кислотные батареи выдерживают от 500 до 1200, AGM – от 400 до 700, гелевые – 700. Литий-ионные АКБ работают до 3000 циклов без снижения производительности.

Управление штабелером

Часто задаваемый вопрос «нужны ли права на электроштабелер». В отличие от вилочного погрузчика, для работы на котором необходимы права (удостоверение тракториста-машиниста), для управления электрическим штабелером права не нужны.

Чтобы приступить к эксплуатации «полуэлектрики», достаточно пройти вводный инструктаж. К управлению самоходным электроштабелером допускаются операторы, которые прошли специальное обучение и имеют удостоверение, подтверждающее право работы на штабелере.

Выполнение простых правил сведет к минимуму вероятность возникновения непредвиденной ситуации при управлении электроштабелером:

  • Груз на вилах распределяйте равномерно, максимально далеко от края;
  • Не перегружайте устройство;
  • Снижайте скорость при передвижении по наклонной плоскости или неровным полам;
  • До начала транспортировки поддона убедитесь, что вокруг хватает места для маневров;
  • Загрузку и разгрузку машины осуществляйте исключительно на ровной поверхности;
  • Если ручка управления не имеет прорезиненного покрытия, по возможности используйте противоскользящие перчатки;
  • Обращайтесь в сервисный центр при выявлении технических неисправностей; используйте штабелер снова только после окончания ремонта.

Бренды электроштабелеров

На российском рынке пользуются популярностью электрические штабелеры от следующих производителей:

  • Rocla. Финский концерн с более чем 70-летней историей.
  • PRAMAC Lifter. Итальянский изготовитель складской техники, светового оборудования, газовых генераторов.
  • Niuli. Производитель погрузочно-разгрузочного оборудования из Южного Китая.
  • TISEL. Всемирно известная немецкая корпорация.
  • Jungheinrich. Немецкий концерн со штаб-квартирой в Гамбурге.
  • PROLIFT. Три крупных китайских завода под общей торговой маркой. Продукция оптимальна по соотношению цена/качество.

Подводя итог. Электроштабелер — высокопроизводительное и надежное приспособление, которое может служить отличной альтернативой дорогому вилочному погрузчику в закрытых помещениях.